Проекты

Фото

ЭТНОКИНО 2017

 

Представляем коллекции фильмов программы ЭТНОКИНО 2017

Коллекция документальных фильмов об удмуртах. Режиссер Анатолий Добряков (Ижевск, Удмуртия)

 

Зимнее моление. 26:50

Удмурты, исповедующие традиционную религию, расселены небольшими группами преимущественно на северо-западе Башкортостана и юге Пермского края, но проживают также в Удмуртии и Татарстане. Традиционная религия практически вытеснена среди удмуртского населения Удмуртии православием, но "закамские удмурты", проживающие ныне в северо-западных районах Башкортостана в подавляющем своем большинстве исповедуют традиционную религию и называют себя «истинными удмуртами». Именно о религии удмуртов, очевидно, в силу ее таинственности и экзотичности, больше всего писали и в прошлом..  Почти в каждой деревне проводятся общедеревенские моления. На более крупных моления-жертвоприношения собираются жители нескольких    окрестных деревень.  Жертвоприношения божествам совершались в специальных священных местах, которое  сопряжено с соблюдением строгих запретов: нельзя рубить и выносить за ограду деревья, нельзя осквернять место, нельзя ругаться и сквернословить, нельзя спать. Несоблюдение этих правил, согласно поверьям, ведет к наказаниям — болезням и даже смерти… Жизненный цикл человека сопровождается многими обрядами, обес­печивающими его благополучие и реализацию предначертанного. Зимний цикл обрядов включал в себя и зимнее моление «Тол вось».

 

Сны с того берега. 23:16

У каждого народа есть нечто особенное, что представляет всеобщий интерес. У удмуртов это — религия. Значительно более стойко сохранились элементы культа предков. Носителем этой формы верований у удмуртов давно стала семья. Особенно заметно данный культ выступает в  обряде поминовения. Цель поминальных обрядов — умилостивление умерших, получение их покровительства и помощи. После смерти родителей каждый удмурт должен устроить особое жертвоприношение-благодарение. Обряд этот называется  «Йыр-пыд сётон» (букв. «Жертва головы и ног»).

 

Коллекция фильмов «Антология традиционного фольклора народов Прикамья». KAMWA (Пермь)

 

Коми-пермяки (2007 год, KAMWA)
В июне 2007 года продюсерская группа КАМВА совместно с пермскими этнографами посетила коми-пермяцкий округ. Исследователи проводили аудиозапись аутентичного фольклора в коми-пермяцких деревнях.

 

Буйские удмурты (2007 год, KAMWA)
Для изучения фольклора Буйских удмуртов в 2007 году КАМВА организовала  экспедицию в Куединский район Пермского края. Фольклор буйских удмуртов –  яркое явление традиционной культуры, сохранившееся до наших дней. Это уникальный сплав бережно сохранённых вековых форм собственного наследия и опыта соседних народов, воспринятого и переработанного на свой лад.

 

Марийцы Прикамья (2008 год, KAMWA)
В 2008 году продюсерская группа КАМВА совместно с пермскими этнографами и фольклористами посетила Суксунский район в Пермском крае. Богат и по-своему уникален лирический фольклор марийцев Прикамья.

 

Коллекция документальных фильмов от Финно-угорского центра Российской Федерации. 

 

Удмурты. По зову крезя. 16:34

Фильм создан по итогам съёмочной экспедиции творческой группы «ФИННОУГРОвидения» в Удмуртскую Республику. Съёмки проходили с 5 по 8 апреля 2011 года в г. Ижевске, Малопургинском, Завьяловском, Шарканском и Воткинском районах республики. Организационным партнёром проведения съёмок в Удмуртии выступил ГУ УР «Дом Дружбы народов».

 

Коми-пермяки. По заветам Кудым Оша. 17:18

Создан по итогам съёмочной экспедиции, проходившей с 3 по 7 июля 2011 года. Создание фильма осуществлено при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Съёмки проводились в Коми-Пермяцком округе в рамках проекта Совместной Программы Совета Европы, Европейского Союза и Министерства регионального развития Российской Федерации «Национальные меньшинства в России: развитие языков, культуры, СМИ и гражданского общества».

 

Бесермяне. Осенние проводы. 25:39

Съёмки объектов этнокультурного наследия бесермян проходили в сентябре 2016 года в г. Ижевске, Балезинском и Юкаменском районах Удмуртской Республики. В центре внимания фильма – традиционные обряды бесермян, проводимые в осенний период, когда уже собран урожай и можно готовиться к зиме. Осень – время приёма гостей, проведения весёлых свадеб и печальных проводов в армию. Зритель узнает, какие блюда готовили к этим событиям, во что наряжались, какие песни и танцы исполняли.

 

Эстонцы. Крымская история. 26:17

Съёмки видеоматериалов о культуре и традициях эстонцев проходили 10-15 августа 2016 года в Республике Крым: Севастополе, Симферополе, Мисхоре (Кореизе), сёлах Береговое и Краснодарка. В фильме показаны прекрасные виды этих мест, природа Крыма и достопримечательности, связанные с деятельностью именитых эстонцев, некогда проживавших на полуострове и оставивших здесь заметный культурный след. Как сегодня, спустя полтора века, развивается традиционная культура эстонцев вдали от исторической родины, демонстрируют участники Дней эстонской культуры, ежегодно проходящих в селе Береговое Бахчисарайского района. Здесь представлены блюда народной кухни, стенды издательской продукции и стенгазет о деятельности автономии, артисты исполняют эстонские песни и танцы. В числе выступающих немало молодёжи и совсем юных артистов, составляющих уже седьмое поколение эстонцев Крыма. Фильм "Эстонцы. Крымская история" входит в цикл этнографических фильмов, создаваемых филиалом ГРДНТ "Финно-угорский культурный центр Российской Федерации" при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Государственного Российского Дома народного творчества в рамках реализации ФЦП "Культура России (2012-2018 годы)". Организационное содействие проведению видеосъёмок оказало ОО «Региональная национально-культурная автономия эстонцев Республики Крым» под руководством Ольги Скрипченко.

 

Ингерманландцы. Всполохи памяти. 18:41

Создан по итогам съёмочных экспедиций, проходивших в октябре 2013 года и в июне 2014 года в Ленинградской области. Съёмки осуществлялись в Санкт-Петербурге, Всеволожском районе и г. Сестрорецке Ленинградской области. Посвящён историко-культурному наследию ингерманландских финнов: особенностям костюма этнографических групп – эурямёйсет и савакот, – блюдам народной кухни, традиционным занятиям, песенному и танцевальному творчеству. Герои фильма – ингерманландские финны, бережно хранящие традиции и веру своих предков. Из года в год они встречаются на народных празднествах, где демонстрируют свои костюмы, старинные предметы быта и исполняют песни, которые когда-то пели их бабушки. Место встречи героев – народный праздник Юханнус, ежегодно собирающий со всей России сотни ингерманландских финнов.

Создание фильма осуществлено в рамках реализации ФЦП "Культура России (2012-2018 годы)" при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Государственного Российского Дома народного творчества. Организационное содействие проведению видеосъёмок оказали Учебно-методический центр культуры и искусства Ленинградской области и Общество ингерманландских финнов Гатчинского района Ленинградской области.

 

Водь. Возвращение домой. 20:13

Создан по итогам съёмочной экспедиции, проходившей в октябре 2013 года в Ленинградской области. Съёмки осуществлялись в Краколье и Лужицах – сельских поселениях Кингисеппского района, а также в г. Санкт-Петербурге. Посвящён историко-культурному наследию води. В кадре – вожане, этнографы, общественники и те, кто прилагает все усилия, чтобы культура води, одного из самых малочисленных финно-угорских народов, сохранилась. "Герои" фильма – два водских дома. Первый – Водский музей в деревне Лужицы, уже третий по счёту, отстроенный после двух пожаров. О его истории, о том, из каких "углов" состоит традиционный водский дом, где ставились "домовые метки", рассказывает активистка водского движения Марина Ильина. Второй – родовой дом вожанки Веры Сафроновой, жительницы деревни Краколье, сохранившей коллекцию старинных предметов быта своих предков. Герои вспоминают о блюдах традиционной кухни, особенностях женского костюма и об уже забытой современниками утвари вожан. Зритель узнает, что сейчас делается в Ленинградской области для сохранения и развития этнокультурного наследия води и о чём мечтают представители этого малочисленного, но богатого традициями и культурой народа. Создание фильма осуществлено в рамках реализации ФЦП "Культура России (2012-2018 годы)" при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Государственного Российского Дома народного творчества. Организационное содействие проведению видеосъёмок оказали Учебно-методический центр культуры и искусства Ленинградской области, Вистинский культурно-досуговый центр и Российский этнографический музей.

 

Ижоры. Преодоление забвения. 26:24

Создан по итогам съёмочной экспедиции, проходившей в октябре 2013 года в Ленинградской области. Съёмки осуществлялись в сельских поселениях Кингисеппского района: Вистино, Югантово, Большое Стремление, Краколье, Лужицы – и в г. Санкт-Петербурге. Посвящён историко-культурному наследию малочисленного финно-угорского народа – ижор. В кадре – представители ижорского народа, участники музыкальных коллективов, этнографы и деятели учреждений культуры. Они рассказывают об истории и современности, верованиях и укладе жизни, рукоделии и морском рыболовстве, предметах обихода и традиционном костюме ижор. Также фильм повествует о том, почему в середине ХХ века ижорам пришлось забыть о своей этнической принадлежности и как сейчас, постепенно, к представителям ижорского народа приходит осознание того, кто они. Мы узнаём, как в наши дни воссоздаётся и развивается древняя культура ижор и какая работа проводится в Ленинградской области по сохранению наследия ижорского народа. Создание фильма осуществлено в рамках реализации ФЦП "Культура России (2012-2018 годы)" при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Государственного Российского Дома народного творчества. Организационное содействие проведению видеосъёмок оказали Учебно-методический центр культуры и искусства Ленинградской области, Вистинский культурно-досуговый центр и Российский этнографический музей. Консультант-координатор проведения съёмок и создания фильма – Никита Дьячков, лектор-экскурсовод Ижорского музея с. Вистино.

 

Ханты значит человек. 20:13

Фильм создан по итогам съёмочной экспедиции, проходившей с 23 по 26 июня 2011 года в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Съёмки проходили в Нижневартовском, Сургутском районах Югры и Ханты-Мансийске. За три рабочих дня съёмочная группа собрала богатый фольклорный материал об истории, культуре, традициях, быте и родных языках обских угров.

 

Манси. Путь промысла. 25:44

Создан по итогам съёмок в г. Ханты-Мансийске и Берёзовском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Основная тема видеоработы - традиционные промыслы обских угров - зимняя охота и рыбалка. Также в фильме представлена атрибутика традиционного обряда по случаю добычи медведя и культовые предметы обских угров. Фильм "Манси. Путь промысла" входит в цикл этнографических фильмов, создаваемых филиалом ГРДНТ "Финно-угорский культурный центр Российской Федерации" при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Государственного Российского Дома народного творчества в рамках реализации ФЦП "Культура России (2012-2018 годы)". Организационное содействие проведению видеосъёмок оказало Творческое объединение "Культура" ХМАО - Югры.

 

Карелы. Приозёрное счастье. 18:41

Создан по итогам съёмочной экспедиции, проходившей с 7 по 9 июня 2011 года в Республике Карелия. В течение трёх дней участники проекта выезжали в районы республики, жители которых демонстрировали быт и традиции своих предков. Съёмки проводились в Республике Карелия в рамках проекта Совместной Программы Совета Европы, Европейского Союза и Министерства регионального развития Российской Федерации «Национальные меньшинства в России: развитие языков, культуры, СМИ и гражданского общества».

 

Коллекция фильмов о народе Сето.

 

Obinitsa. 31:45

Фильм посвящён быту и культуре малочисленного финно-угорского народа сето, проживающего на западе России – в Печорском районе Псковской области. Героиня фильма - председатель этнокультурного общества народа сето (ЭКОС) Печорского района Хелью Маяк. Мы расскажем Вам о фестивале финно-угорской культуре, о современной жизни народа сето и познакомим с этнокультурным наследием сето: старинными костюмами, украшениями, ткаными половиками, боговыми полотенцами – экспонатами, расскажет о культурном центре финно-угорской культуры- городе Сетома. Фильм познакомит с главным символом сетского народа- Птицу и подготовку к главным праздникам народа- Рождеству и Пасхе. Фильм познакомит с традиционной кухней финно-угорского народа и главными обычаями в празднества.

 

Obinitsa 2015 venekeelne. 18:44

Сето - народ, проживающий в Печёрском районе Псковской области и прилегающих районах Эстонии. Численность сето в наши дни очень мала, но несмотря на это, они смогли сохранить свои обычаи и традиции, а именно песню и одежду, костюм и танец, а также народное мастерство и рукоделие. Удивительный народ сето имеет богатую культуру, вобравшую в себя сочетание православных традиций и языческих обрядов. Также сето очень любят театр, театральные представления напоминают всеобщий праздник и объединяет всех. Очень певучие сето уже с пелёнок учат детей своих песням и не любят много говорить: они предпочитают общаться длинными протяжными фразами, напоминающими песню. В фильме Финно-угорского культурного центра показаны главные события в жизни сето, такие как выборы старейшины, которые известны своей демократичностью, и самые важные праздники народа.

 

Фильмы  гостей из Финляндии.

Ееро Пелтонен приехал к нам из небольшого поселения Хямеенлинн (Финляндия) на берегу озера Ванаявеси. На родине Ееро известен как исполнитель традиционных финских песен и увлеченный исследователь фольклора. На фестивале KAMWA 2017  представлена одна из его документальных работ. Ееро посвящает много времени изучению культуры кочевников и коренных Саамских народов. 

Taytta hoyrya. 6:18

Santra Remsujeva. 21:40

Mari Boine. Goaskinviellja. Eagle Brother. Oslo Opera House. 2009. 8:31

 

Коллекция фильмов о коми-пермяках. Этно-культурный центр (Кудымкар)

Живая набойка. 19:22

Фильм снят в рамках реализации проекта «От льна-долгунца – до полотна», поддержанный фондом Елены и Геннадия Тимченко во Всероссийском конкурсе проектов «Культурная мозаика малых городов и сел. Лучшие из лучших». Фильм рассказывает о забытом ремесле крашения и орнаментирования ткани при помощи набойки. Фильм раскрывает секреты коми-пермяцкой набойки: верховой и кубовой. В фильме принимает участие мастер по набойке Екатерина Кондратьева г.Санкт-Петербург.

 

Это диво-растение - лен. 17:23

Фильм снят в рамках реализации проекта «От льна-долгунца – до полотна», поддержанный фондом Елены и Геннадия Тимченко во Всероссийском конкурсе проектов «Культурная мозаика малых городов и сел». Фильм рассказывает о забытом ремесле по обработке льна. Еще в начале XX века в каждой коми-пермяцкой избе стоял один, а то и больше, ткацкий станок. Коми-пермяки сеяли лен, перерабатывали его в льняную нить и ткали. На сегодняшний день полностью исчезла из быта  жителей коми-пермяцких деревень переработка льна. Фильм рассказывает о всех этапах этой технологии. Участниками фильма стали: самодеятельный коллектив «Веселые бабульки», специалисты ГКБУК «Коми-Пермяцкий этнокультурный центр», танцевальная группа ансамбля «Шондiбан».

 

Фильмы-участники программы KAMWA 2016

Ангелы революции (2014 год, реж. Алексей Федорченко)

Четверо друзей — поэт, актер, художник и кинорежиссер-примитивист — юные максималисты, ищут в молодой советской власти воплощение своих мечтаний и надежд. Революция бурлит как бутылка с яблочным вином: служебные собаки с крыльями и картошка в виде сердца, веселый нарком здравоохранения Семашко и грустные ангелы, любовь к Государю и любовь к секретарше Аннушке, расстрелы и беременности — все переплавилось и сплелось! Мечты друзей не сбудутся. Очень скоро по ним пройдется катком наша История. Но пока герои живут Грядущим и Любовью…

Небесные жены луговых мари (2012 год, реж. Алексей Федорченко)

23 новеллы о марийских женщинах. Каждая новелла — отдельная жанровая история продолжительностью от одной до десяти минут. Истории радостные и печальные, смешные и страшные. Это фильм-орнамент, фильм-календарь, рассказывающий о философии, традициях и сегодняшнем дне Марийского народа. В фильме много эротики. Не случайно Федорченко называет свой новый фильм марийским Декамероном.

Шошо (2006 год, реж. Алексей Федорченко)

Документально-игровая картина "ШОШО" снята в республике Марий Эл — о марийских жрецах, реально существующих колдунах и волшебниках.

Алексей Федорченко:

«Шошо» — это немного волшебная кинокартина и мой любимый фильм. Он игровой, но люди будут его смотреть как документальный, сначала многого не понимая, потому что он снят на марийском языке и идет без перевода. Надо просто погружаться в этот реально-волшебный мир, выдержанный в особой стилистике. В жизни героев картины присутствует волшебство, их мир населяют колдуны и гадатели, между ними живут боги. Это больше поэтическое кино. Сам я определяю жанр как документальную сказку. Кстати, это и есть экранизация сказки "Новые ботинки" Дениса Осокина"

 

Коллекция документальных фильмов от Финно-угорского центра Российской Федерации.

Фильмы созданы творческой группой филиала ГРДНТ «Финно-угорский культурный центр Российской Федерации». 

Руководитель проекта – Барахова Татьяна Тихоновна.
Автор сценария – Баженова Анна Александровна.

Режиссёр, оператор – Митюшёв Олег Кимович.

Съёмки фильмов проходили в Республике Карелия (карелы), Коми-Пермяцком округе Пермского края (коми-пермяки), Ленинградской области (водь, ижора, ингерманландские финны), Удмуртской Республике (удмурты), Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (манси, ханты). 

Фильмы филиала ГРДНТ «Финно-угорский культурный центр Российской Федерации» созданы в рамках реализации ФЦП «Культура России (2012-2018 годы)» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Государственного Российского Дома народного творчества.

  • Ингерманландские финны. Всполохи памяти
  • Ижоры. Преодоление забвения
  • Водь. Возвращение домой
  • Ливы. Легенды взморья
  • Удмурты. По зову крезя
  • Коми-пермяки. По заветам Кудым-Оша
  • Карелы. Приозёрное счастье
  • «Ханты» – значит «человек»
  • Манси. Путь промысла

 

«Костры и звезды» (2015 год, реж. Владимир Сорокин)

Московский электронный музыкант Moa Pillar (Федор Переверзев) и основатель лэйбла Ored Recordings Булат Халилов встречаются в Нальчике и отправляются в путешествие по Кабардино-Балкарии и Адыгее. Каждый из них преследует свои цели, погружаясь в мир черкесской традиционной музыки. Федор ищет возможность сделать совместную запись с местными музыкантами, в то время как Булат все больше сомневается в уместности такого эксперимента…

 

«Атлантида Русского Севера» (2015 год, реж. Софья Горленко​)

Фильм рассказывает о Русском Севере — территории уникального деревянного зодчества и одном из немногих в стране мест, где русский человек может осознать истоки своей культуры и духовного развития. Именно здесь нашлись люди, готовые возрождать традиционный сельский уклад жизни вопреки глобализации и государственной политике урбанизации.

«Красота и величие русского севера. Уникальное деревянное зодчество. Люди, возрождающие традиции».

 

«Тэдыщез» (2014 год., реж. Александр Романов)

«Тэдыщез» в переводе с коми-пермяцкого — «Знающие». Фильм снимался в коми-пермяцких селах Ошиб, Ёгва, Мижуево, Ваганово, Корчевня, Старое Шляпино, Архангельское, Большая Коча, Пармайлово, Пешнигорт, Белоево, Тебеньково, Кува, Шадрино. В его производстве активное участие принимали местные жители: в фильме показан их быт, отношение к жизни. Но фильм не только о современности — с помощью игровых вставок режиссер показал ключевые моменты истории села. В «Тэдыщез» переплетаются совершенно разные временные пласты: от революции 1917 года до наших дней, и на всем протяжении фильма зрителя не будет покидать чувство, что этих людей кто-то направляет, показывает дорогу, местами очень тернистую и темную, но куда уж без трудностей.

 

«Счастливые люди» (2008 год, реж. Дмитрий Васюков)

Чтобы показать всю красоту и правду жизни сибиряков из села Бахта Туруханского района, группа кинематографистов из Москвы прожила с героями фильма целый год. Кто видел хотя бы несколько минут из жизни «Счастливых людей», согласится — это уникальное кино. «Счастливые люди» получили национальную премию — Лавровую ветвь. На российском кинофестивале неигрового кино фильм победил в номинации «Лучший сериал, цикл документальных фильмов 2008 года». В сценарии фильма принимал участие Михаил Тарковский — племянник Андрея Тарковского.

Дмитрий Васюков:

«Счастливые люди» — это название без всякого потаённого смысла, без всякого эзопова языка, без всяких толкований. Прямо вот так — счастливые люди. Потому что они действительно счастливые»
 

 

Коллекция фильмов от руководителя лаборатории визуальной антропологии Пермского государственного университета Елены Михайловны Четиной

«Всемирный семик» (2006 год, реж. Елена Четина)

Семик – главный поминальный день пермяков. В четверг перед Троицей они «всем миром» собираются на кладбище, чтобы устроить праздник своим предкам. Единение живых и мертвых, встречи с родственниками и соседями омрачаются очередными похоронами. В фильме подробно фиксируются традиционные ритуалы. Несмотря ни на что, участники праздника, как и полагается в этот день, радуются встрече с живыми и мертвыми.

В основе фильма – видеоматериалы полевых исследований автора фильма.

«Пасха, Плэшка, День Земли» (2006 год, реж. Елена Четина)

Фильм создан на материале фольклорно-этнографических экспедиций в северные районы Прикамья. В одной из отдаленных деревень народный календарь сохраняет старинные праздники. Хранителями «народного времени» являются женщины преклонного возраста и дети. Гармоничное сосуществование различных культурных миров становится очевидным накануне Пасхи. Учителя проводят школьный праздник День Земли, бабушки собираются на пасхальный молебен в избе на окраине деревни; подростки готовят большой костер для старинного весеннего праздника – «Плэшки».

«Ты прости-ко прощай» (2002 год, реж. Елена Четина)

Коми-пермяцкая деревня. Старики здесь часто хоронят молодых, родители провожают в последний путь детей. В фильме запечатлён обряд «сорочин», когда родственники покойного собирают для него котому — «посылку на тот свет». В родительском доме происходит обрядовое действо – прощание с покойным. Горе и боль утраты звучат в народных поминальных плачах и молитвах.

 

Экспериментальный фильм «Алюминиевый свет. Послание Владимира Кобрина»

Фильм-посвящение кинорежиссеру Владимиру Кобрину, талантливому Художнику и Учителю.

Алюминиевый свет — это свет не природный, а свет того, что успел сделать человек. Это свет, который идет от Прошлого к Будущему. Впитывая в себя все: от утренних туманов до ночных кошмаров, от первых опытов братьев Люмьер до оркестра из фильмов великого Феллини, от фотографии на стене родного дома до печальных глаз вечного комика Чарли Чаплина, — человек сам становится проводником этого света, источником образов и идей для следующих поколений. Фильм биографичен, но вы не найдете здесь привычных монологов. Фильм о великом экспериментаторе и снят в стилистике эксперимента: «рваный монтаж», центрированный кадр, замедленная (покадровая) съемка, сочетание природных объектов и механизмов, выстраивание визуальных метафор, коллажирование и другие приемы, разработанные в фильмах В. Кобрина. Этот фильм — послание через время Учителю, написанное учениками на его языке. Вл. Кобрин говорил своим ученикам: «Я люблю вас и горжусь вами за то, что (и это не только мое мнение) вы возвращаете кинематографу то самое «чувство кино», которое отличает произведение киноискусства от склеенных кусков экспонированного целлулоида».

 

Работы видеохудожников, созданные в рамках проекта udm.update (КАМА records)

Что такое в понимании видеохудожника традиционная культура? Применимы ли к ней современные практики? Существует ли вообще деление на современную и традиционную культуру? Нескольким творческим группам из разных городов было предложено окунуться в культурную жизнь удмуртской деревни и показать свое видение удмуртской культуры через призму традиционной музыки, звучащей в современном формате.

 

Коллекция фильмов о народах севера от фестиваля «Флаэртиана» (Россия, Пермь)

 

Коллекция фильмов финно-угорских режиссеров от фестиваля «FUFF» (Эстония)

 

Детская программа. МУЛЬТФИЛЬМЫ

Гора Самоцветов. Анимационная студия «Пилот» Александра Татарского, НП Фонд поддержки анимационного кино "Пилот". Реж. Сергей Гордеев.    
Мультипликационный сериал по мотивам сказок разных народов. Он состоит из 66 серий продолжительностью по 13 минут каждая. Серии выполнены в разных жанрах анимации. Сюжеты мультфильмов доступны, смешны и увлекательны для зрителя.

 

Колыбельные мира
Студия: МетрономФильм, студия «Телекино», студия "Снегери". Реж. Елизавета Скворцова.
Российский анимационный проект, посвящённый колыбельным различных народов мира. В рамках проекта создано несколько десятков мультфильмов, каждый из которых представляет одну колыбельную на родном языке, при этом сюжет фильма основан на содержании песни, а изобразительное решение отражает колорит соответствующего народа.

    

 

 

Фильмы-участники программы KAMWA 2015

Десятый юбилейный фестиваль KAMWA приглашает в ЭКОЛАГЕРЬ на показ программы этнографического кино. В программе будут представлены фильмы о финно-угорских народах: карелах,  вепсах, удмуртах, коми-пермяках, марийцах, венграх, хантах, манси. Обряды, праздники, фольклор передадут самобытность каждого народа. Зрители ЭТНОКИНО познакомятся с малоизвестными этническими группами ливов, ингерманландцев, води, ижор, также относящихся к финно-угорской языковой семье.

Программа кинопоказа составлена из фильмов, заявившихся на участие в  юбилейном фестивале, фильмах, предоставленных Финно-угорским культурным Центром РФ и авторским кино из коллекции фестиваля «Флаэртиана». Вновь два ярких Международных фестиваля «KAMWA» и «Флаэртиана» представляют совместный проект. Впервые дружба фестивалей проявилась  десять лет назад. В этом году мы вновь пересматриваем архивы, предлагая современному зрителю  философские картины,  ставшие уже классикой этнокино, уникальную хронику, документальное и локальное кино, фильмы молодых пермских режиссеров.

               

7 августа 
20.00. Открытие КИНОЗАЛА. Показ фильмов
8 августа 
09.00. – 10.30 Детская программа. Мультфильмы 
21.00 - 01.00 Ночной кинозал. ЭТНОКИНО 
9 августа 
09.00. – 10.30 Детская программа. Мультфильмы 
21.00 - 01.00 Ночной кинозал. ЭТНОКИНО 

Представляем участников программы ЭТНОКИНО.

Финно-угорский культурный центр Российской Федерации

Ливы. Легенды взморья. ФУКЦ РФ, 2013, 18 мин, реж. Олег Митюшев. 
Фильм посвящён историко-культурному наследию одного из самых малочисленных финно-угорских народов - ливов. Представлены легенды и поверья, и ныне бытующие на территории исторического проживания ливского народа. Герои фильма - члены общественных организаций, учёные и деятели культуры - рассказывают о былом и о том, как ныне сохраняется и развивается культура их предков.

Ижоры. Преодоление забвения. ФУКЦ РФ, 2013, 26 мин, реж. Олег Митюшев    .
Ижоры - один из малочисленных финно-угорских народов. В фильме представители данного народа рассказывают об истории и современности, верованиях и укладе жизни, рукоделии и морском рыболовстве, предметах обихода и традиционном костюме ижор. Также фильм повествует о том, почему в середине ХХ века ижорам пришлось забыть о своей этнической принадлежности и как сейчас, постепенно, к представителям ижорского народа приходит осознание того, кто они. 

Водь. Возвращение домой. ФУКЦ РФ, 2013, 20 мин, реж. Олег Митюшев.
Герои фильма – два водских дома. Первый – Водский музей в деревне Лужицы, уже третий по счёту, отстроенный после двух пожаров. Второй – родовой дом вожанки Веры Сафроновой, жительницы деревни Краколье, сохранившей коллекцию старинных предметов быта своих предков. Герои вспоминают о блюдах традиционной кухни, особенностях женского костюма и об уже забытой современниками утвари вожан.

Ингерманландские финны. Всполохи памяти. ФУКЦ РФ, 2013, 18 мин, реж. Олег Митюшев.
Посвящён историко-культурному наследию ингерманландских финнов: особенностям костюма этнографических групп – эурямёйсет и савакот, – блюдам народной кухни, традиционным занятиям, песенному и танцевальному творчеству. Герои фильма – ингерманландские финны, бережно хранящие традиции и веру своих предков. Из года в год они встречаются на народных празднествах, где демонстрируют свои костюмы, старинные предметы быта и исполняют песни, которые когда-то пели их бабушки.

Мари. Будни и праздники. ФУКЦ РФ, 2011, 17 мин, реж. Олег Митюшев    .
В фильме показаны зарисовки из жизни марийских сёл и деревень. Старинные постройки, утварь, предметы быта, инструменты для сельских работ и рукоделия, собранные в Гостевом дворе Звенигородского района, точно воссоздают колорит прошлых веков. Искусная вышивка, резьба по дереву и лозоплетение, древние песни и танцы… Фильм погружает зрителя в трудовые будни и весёлые праздники народа мари.

Фильмы от фестиваля «Флаэртиана»

Старик Петр. Россия, цвет, 2008, 26 мин, реж. Иван Гловнев.
Диалог человека с природой и богами основан на священном знании — мифологии. Каждый народ создал свои мифы, но не каждый сберег их до наших дней. Один из оазисов живой мифологии сохранился в глубинах сибирской тайги, в Ханты-Мансийском АО — Югре, на реке Казым. Старик Петр Сенгепов живет один на хантыйском стойбище. Ему 87 лет. Он — последний шаман хантов Казыма.

Once upon a time in Huhgary. Однажды в Венгрии. 2015, 81 мин, реж. Oliver Victoria, Zimu Zhang.
Необыкновенная семья, которая почти ничего не имеет общего с нашими реалиями, обитает в месте под названием Болдогшер, в горах Венгии. Итсван и Река являются парой художников, у которых пять детей. Они настолько уникальны, что могут преподнести новый жизненный урок зрителю. На самом деле они живут, как в прошлом. Их история может быть взята из любой сказки трехсотлетней давности, полной песен и обрядов. Они живут без электричества и практикуют меч и лук. Все дети обучаются дома. Цель семьи, заключается в том, чтобы каждый был творцом своей собственной жизни. 

Быкобой. Россия, цвет, 2000. 53 мин, реж. Анатолий Балуев. 
Житель Нижнего Тагила Андрей Гагарин приезжает в отпуск на свою родину – в Коми-Пермяцкий округ. Он навещает родню и друзей, участвует в народных гуляньях, при каждом удобном случае поет и пляшет. Нетипичен для нынешних времен и "быкобой" - обряд жертвоприношения быка, в котором Андрей принимает участие вместе со всем своим родным селом Большая Коча.

Каникулы. Россия, киностудия "Новый курс", цвет, 2003. 30 мин, реж. Павел Печенкин.    
Первые упоминания о семье манси Бахтияровых встречаются в исследованиях начала XIX века. Главным источником благосостояния преуспевающей в то время семьи были олени. Сегодня у семьи нет ни дома, ни оленей, ни будущего. Глава семьи Бахтияровых – Алексей – работает охранником в заповеднике «Вишерский». Его дети – Лиза и Коля – живут в Красновишерске в интернате, учатся в школе. Сюжет фильма построен на поездке семьи к местам, где когда-то процветали их прадеды, и куда Бахтияровы уже никогда не вернутся…

Маленькая Катерина. Россия, цвет, 2005. 24 мин, реж. Иван Головнев.
Три года счастливого детства из жизни маленькой Катерины на хантыйском стойбище в созвучии с природой и традиционной культурой заканчиваются вторжением нефтяников. 

Пу барабан. Россия, Пермь, цвет, 1994. 30 мин, реж. Андрей Анчугов.
Коми-пермяки - маленький лесной народ, живущий на севере России. Дерево (на коми-пермяцком "пу") для них - основа жизни. Коми-пермяки верят, что мертвые могут наказывать живущих за непочтительное к ним отношение. Эта вера распространяется и на древних насельников края - в народных легендах они прозываются чудью.

My Christ. Пермский край, 2011, 4 мин. Реж. Алексей Романов.

Рождество в селе Большая Коча. По традиции коми-пермяков, практически для каждого праздника есть свои поцелуйные игры. В фильме представлена одна из рождественских. 

Юкся, Пукся, Чачж и Бач или О пользе дорог. Россия, ПГТРК "Т7", цвет, 2004, 45 мин, реж. Татьяна Гуревич.
В игровой форме фильм знакомит с историей, культурой и бытом четырех населенных пунктов в Коми-пермяцком автономном округе. По легенде они получили свои названия от имен четырех братьев (другая версия – отца и трех сыновей) Юкси, Пукси, Чачжа и Бача.

Вепсская свадьба. Россия, цвет, 2005, 35 мин, реж. Алевтина Солдатова    .
Фильм представляет собой художественную реконструкцию вепсского свадебного обряда. Все роли в фильме сыграли жители вепсских сёл, не забывшие язык предков.    

Участники по заявкам

Карельская деревня. Россия, Карелия, Петрозаводск. 2013, 44 мин, реж. Алексей Бабенко.
Фильм «Карельская деревня» состоит из трех новелл, которые представляют собирательный образ современной карельской деревни.

Фильмы от ПРОО «КАМВА»

Коми-пермяки. KAMWA, 2007г. 11 мин.    
В июне 2007 года продюсерская группа КАМВА совместно с пермскими этнографами посетила коми-пермяцкий округ. Исследователи проводили аудиозапись аутентичного фольклора в коми-пермяцких деревнях.

Буйские удмурты. KAMWA, 2007г. 10 мин.    
Для изучения фольклора Буйских удмуртов в 2007 году КАМВА организовала  экспедицию в Куединский район Пермского края. Фольклор буйских удмуртов –  яркое явление традиционной культуры, сохранившееся до наших дней. Это уникальный сплав бережно сохранённых вековых форм собственного наследия и опыта соседних народов, воспринятого и переработанного на свой лад.

Марийцы Прикамья 
KAMWA, 2008г. 11 мин.    
В 2008 году продюсерская группа КАМВА совместно с пермскими этнографами и фольклористами посетила Суксунский район в Пермском крае. Богат и по-своему уникален лирический фольклор марийцев Прикамья. 

Тол вось. KAMWA 2013, 10 мин, реж. Никита Каменских.
Съемки фильма проходили во время праздника Тол Вось 24 ноября 2013г. в Куединском районе Пермского края. Тол вось в переводе на русский язык «Осеннее прощение». В молении удмуртов участвовали жители деревень Большой Гондырь, Кирга, Кипчак, Барабан.

 

Фильмы предоставленные Русским географическим обществом

«Саамы. Подарившие миру Лапландию». Информационное агентство «Росбалт», 2011, 29 мин., реж. Евгения Егорова.

Документальный фильм о самом загадочном народе севера Европы. СА‘АМЫ - это самоназвание, их также называли саами, лопари. От того и пошло название «Лапландия» – земля лопарей. Саамский язык, составляет отдельную подгруппу финно-угорской группы уральской семьи. Фильм познакомит зрителей с самобытной жизнью и спецификой повседневной реальности и традиций этого народа.

«Ханты. Божья река Тром-аган». Информационное агентство «Росбалт», 2011, 15 мин., реж. Татьяна Колногорова.

Ханты – коренной угорский народ, проживающий на севере Западной Сибири. Самоназвание ханты означает люди. Жизнь героев фильма неразрывно связана с рекой Тром-аган. Ханты бережно сохраняют традиции народа, связанные с охотой, рыбалкой, изготовлением национальной одежды и средствами передвижения. 

Детская программа. МУЛЬТФИЛЬМЫ

Гора Самоцветов. Анимационная студия «Пилот» Александра Татарского, НП Фонд поддержки анимационного кино "Пилот". Реж. Сергей Гордеев.    
Мультипликационный сериал по мотивам сказок разных народов. Он состоит из 66 серий продолжительностью по 13 минут каждая. Серии выполнены в разных жанрах анимации. Сюжеты мультфильмов доступны, смешны и увлекательны для зрителя.

Колыбельные мира
Студия: МетрономФильм, студия «Телекино», студия "Снегери". Реж. Елизавета Скворцова.
Российский анимационный проект, посвящённый колыбельным различных народов мира. В рамках проекта создано несколько десятков мультфильмов, каждый из которых представляет одну колыбельную на родном языке, при этом сюжет фильма основан на содержании песни, а изобразительное решение отражает колорит соответствующего народа.

  

Новости проекта