10.08.2021
Город на «Камwе»
архив проекта, 2009
ЭТНОФУТУРИСТИЧЕСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ
ВОЗВРАЩАЕТСЯ К ПЕРМСКИМ КОРНЯМ
Наталья Овчинникова (Пермь) о Международном фестивале KAMWA 2009 для журнала Новый Компаньон
Всем выйти из параллельности! Не совсем поняла призыв. Почему надо из неё выходить, зачем. Это другая реальность. Она не заканчивается и не начинается. Это параллельный мир. Он существует автономно от наших желаний и работы. Мы и там и здесь и в ином. Мы не можем из него выйти и не можем его закрыть. Другое измерение.
Еще до рождения фестиваля «KAMWA» в Перми существовал Пермский параллельный проект – независимое объединение, продвигающее про-пермские культурные инициативы. Со временем организация была переименована в «Камву», а «параллельность» стала идеологией международного фестиваля этнических культур. Так продолжалось несколько лет. И вот в этом году – не иначе планета повернулась таким образом – «KAMWA» решила выйти из своей параллельной реальности: четвертый фестиваль прошел совершенно в духе времени и места.
Наталья Овчинникова
Прогулка по Камскому морю
- В этномоде не бывает штампов и клише, потому что этническая мода – это бесконечное пространство для творчества и размышлений, - убеждена дизайнер-модельер из Челябинска Марина Вилисова, уже во второй раз приехавшая на «KAMWу». В прошлом году она представляла современную городскую одежду в ирландском стиле. В этом году ее концепт – уральский орнамент.
Проект «Этномода» на международном этнофутуристическом фестивале «KAMWA» изначально презентовался как «фестиваль в фестивале», с разными номинациями: «Традиционный костюм», «Коллекционный костюм», «Этнические мотивы в современном костюме», «АРТ». Смелое позиционирование уже принесло свои плоды: по отзывам некоторых участников, пермский подиум претендует стать центром российской этнофутуристической моды.
В 2009 году «Этномода» своим сценографическим решением поразила воображение даже искушенных. Пространство было стилизовано под Камское море: модели босиком ходили по песку, привезенному с берегов Камы, а по периметру подиума были выложены камни, выкрашенные в небесно-синий – фирменный цвет «KAMWы». «Очень по-этнофутуристически», - оценили дизайнеры.
Этномода, как и в целом «KAMWA», элитарна. О том, что пермский этнофутуристический фестиваль – событие элитарного статуса, его директор Наталия Шостина напоминает при любом удобном случае. При этом границы фестивальных элит имеют способность расширяться, как резиновые: если, конечно, кандидаты соответствуют требованиям. А их всего два: интеллигентность и интеллектуальность. Понятно, что при таких условиях движение «KAMWA» может исчисляться тысячами участников.
Однако далеко не все они способны и готовы переодеться в этно, считает Марина Вилисова. Этно - одежда не для всех. Хотя именно с ее помощью можно выразить индивидуальность характера. Здесь главное – присмотреться к человеку, а потом придумать подходящую для него легенду и подобрать соответствующий орнамент. А фасон может быть любой: его, как и везде, диктует высокая мода, которая, в свою очередь, откликается на события мировой политики.
- Последние 12-15 лет мода развивается в двух направлениях: ретро и этно. Только в каждом сезоне меняются акценты: в ретро-моде происходит переход от четного десятилетия к нечетному, а в этномоде сменяют друг друга этносы. Например, сегодня на подиумах доминируют индийский и албанский стили, а совсем недавно была популярна африканская тема, - объясняет Марина.
Следуя этому принципу, почти каждый участник «Этномоды-2009» в номинации «современный костюм» включил в свою коллекцию шаровары в духе индийских. К примеру, Екатерина Щекалова из Белгорода продемонстрировала мужские шаровары с классическим цветочным рисунком, который можно встретить на шалях, а представительницы Перми Лена Старикова, Наталья Рычагова и Женя Карпова пустили в ход пермский звериный стиль – на черном фоне шаровар серебряные птицы смотрятся очень эффектно.
MADE in PERM
Надо отметить, пермский звериный стиль стал лейтмотивом творчества всех пермских участников «KAMWы-2009». Большую роль в этом сыграла настойчивость устроителей фестиваля. На протяжении нескольких лет общественная организация «KAMWA» придерживается одной и той же линии: создание бренда MADE in PERM, продвижение Пермского края как территории качественных культурных проектов. С каждым годом идея становится все более материальной: ныне она оформилась в социокультурное движение, к которому примкнули разные торговые марки, уже крепко обосновавшиеся на рынке товаров и услуг. Одним из пермских брендов, заслуживающий широкой поддержки, как раз и оказался пермский звериный стиль.
В конце 2008 года сложился проект «Новые лики Пермского звериного стиля»: Шостина и Ко отфотографировали экспонаты коллекции Пермского краевого музея. В результате, например, появился набор сувенирных открыток. А уже в 2009 году к «новым ликам» присмотрелись художники-модельеры и предприятия легкой промышленности и подготовили к летнему фестивалю коллекцию экоодежды с соответствующим орнаментом.
Подключилась и кондитерская фабрика «Пермская», выпустившая набор шоколадных конфет. И то, и другое, и третье во время фестиваля можно было приобрести в шоу-руме на втором этаже КДЦ, а также в день open-air в Хохловке. Кстати, наибольшей популярностью у публики пользовались шапочки-тюбетейки, которые в жаркий Ильин день расходились на мах.
Неизменным компаньоном «KAMWы» был и остается «Экопромбанк», который в этом году спонсировал праздник Нового хлеба и open-air в Хохловке. Сегодня в помещениях банка размещается «Арт-галерея», составленная из работ художников-этнофутуристов Удмуртии, Республики Коми, Татарстана и Мордовии. Картины переселились сюда после выставки «Искусство света», которая два года подряд была подлинным украшением «KAMWы».
Сила «Волшества»
В этом году выставочное пространство фестиваля было полностью отдано в распоряжение пермских авторов. Для эксперимента их развели по гендерному признаку. «Волшество» (магия, чародейство, ворожба) - совместный проект художницы Ольги Субботиной, картины которой говорят языком древних пиктограмм, и керамисток Натальи Корчемкиной и Инны Роговой, переосмысляющих мифопоэтику пермского звериного стиля в объеме и на плоскости.
Фарфоровые и глиняные работы Корчемкиной антропоцентричны: в центре внимания – человек, а точнее, женщина: богиня, дочь шамана, сошедшая с небес. Последняя по-настоящему завораживает: «Сошедшая с небес» - женская голова в уборе с сакральными знаками вперивает в тебя свой магнетический взгляд: радужка глаз расчерчена спиралями, а в центре – пустые черные зрачки: здесь глина пробита насквозь. Если долго смотреть в эти глаза, становится жутко.
Инна Рогова интерпретирует миф о рыбе как основе мироздания: буквально – в работе «Первопроходцы», где человечки едут на шестиногой рыбине, или иронично – в скульптуре «На рынок», которая изображает бабусю с рыбой в руках. Художница легко ориентируется и в мифопоэтике пермского звериного стиля – она им дышит. Замечателен в этом отношении ее скульптурный ансамбль: «Прогулка вдвоем» и «Отставший». Первая работа – волк с птицей на спине, вторая – маленький человечек в обрядовой одежде. Хотя они формально и считаются отдельными скульптурами, понятно, что по задумке автора они должны находиться рядом – только тогда будут рождаться нужные вопросы.
«Коловерть» (водоворот) – мужской проект. Изначально он демонстрировался в арт-клубе отеля «Урал», но потом переехал в салон «Марис-арт», поближе к женской выставке. «Коловерть» проигрывает «Волшеству» в единстве и смысловых находках. Однако и здесь есть кое-что действительно потрясающее: например, диптих Михаила Павлюкевича «Чердынь. Пространство реки» - взгляд сверху, перед которым открываются все тайны мифического пространства древнего города.
«Даха-браха» - и дать, и взять
В этом году продюсерская группа «KAMWA» завершила выпуск финно-угорской серии дисков «Антология традиционного фольклора народов Прикамья», в которую вошли три диска с лучшими произведениями устного народного творчества коми-пермяков, удмуртов и марийцев, проживающих в данный момент на территории Пермского края. Говорят, именно подержав в руках эту продукцию, к фестивалю захотел присоединиться известный музыкальный продюсер и промоутер Александр Чепарухин, лидер компании «GreenWave Music». Он привез на «KAMWу» два музыкальных коллектива, всколыхнувших Пермь: «SAYARI» (Индия), исполняющий современную национальную музыку и танцы штата Раджастан, и «ДАХА-БРАХА» (Украина) - музыкальный проект украинского Центра современного искусства «Дах».
У индусов в Перми состоялась мировая премьера гастрольной программы, а украинцы дали концерт в поддержку нового альбома. Оба концерта шли в КДЦ, при этом для «SAYARI» это явно был неподходящий вариант – музыканты выступали на большой сцене, в минимальной сценографии, а хотелось бы добавить к их медитативной музыке соответствующий видеоряд. «ДАХА-БРАХА» (в переводе со староукраинского - «давать-брать») привезли только музыкальную программу, но и этого оказалось достаточно для того, чтобы эмоции зрителей перевалили через край.
В коллективе «ДАХА-БРАХА» четыре исполнителя: три миловидных «невесты» (их концертные белые платья очень похожи на свадебные наряды) в высоких гуцульских шапках черного цвета и один чернобородый «генерал» в длинной рубашке с орнаментальными «погонами». Весь концерт он на передовой: объявляет композиции, по-форрестгамповски шутя с залом: «А сейчас болгарская песня «Янки». Это не те янки, а другие. Ну – Go!»
Музыка «ДАХА-БРАХА», как тело на скелете, держится на перкуссии. Разные этнические барабаны больших и маленьких размеров задают ритм, а мелодику – виолончель, звучащая как долгий сигнал парохода – волнующий, напоминающий, предупреждающий. Периодически музыканты пересаживаются за маленькие гармошки советского времени, или за аккордеон, или за рояль, привносят в ансамбль разные шумовые инструменты… В результате получается очень выразительное сочетание Африки, Азии и Восточной Европы: музыка неожиданная, ироничная, местами шумная, местами пугающая, в какой-то момент очень нежная (колыбельная), в какой-то момент распоясанная (карпатский рэп под сопровождение милицейской сирены и громкоговорителя).
«KAMWA» здесь и сейчас
Дизайнер-модельер Марина Вилисова попала в поле зрения не просто так. Все дело в принципе, с которым она подходит к своему делу: «подать современному человеку этническую одежду настолько соответствующую требованиям современной моды, чтобы у него появился интерес узнать больше о том, чем жили его предки». Чем не достойный представитель фестиваля, ибо точнее не скажешь и про саму «KAMWу».
Элегантная и независимая «KAMWA» - один из самых удачных продюсерских проектов Пермского края, и, судя по размаху 2009 года, и в России. Возможно, потому что она представляет собой синтез самых разных жанров искусства: музыки, АРТа, театра, танца, моды... – настоящее раздолье для творчества. И через все это пропущена столь необходимая современному человеку идея бережного отношения — даже не столько к культуре прошлого через увеличительное стекло ультрасовременных техник, сколько к настоящему.
Сегодня много говорят про квантовый переход в эру духовности. Говорят, что грядет новое сознание, основанное на любви, добре, натуральности. На самом деле, переход уже свершается. Open-air в Хохловке 2 августа, завершающий праздник «KAMWы», напоминал утопическую колонию абсолютно счастливых людей: они играли, пели, совершали обряды, ели, ходили босиком, танцевали; они были разных культур и национальностей- рядом сидели люди в красных русских сарафанах, в остроносых марийских головных уборах, просто в бейсболке с надписью Deutshland, или Obama. Все они променяли посиневший от воинских беретов город на синее небо Хохловки. И, пожалуй, не прогадали.
Оч хорошее: утопическую колонию абсолютно счастливых людей
Особое спасибо! Браво – сказали камвовцы