28.11.2017
Чудо Чуди
В VII-XII веках наши предки, жившие на северо-восточном Урале и в западной Сибири, верили, что боги превращаются в птиц, изображали загадочных человеколосей и клялись на лапе медведя. Древние люди уже умели изготавливать обереги из бронзы, делать гравировки на металлических и костяных предметах. Они верили, что мир состоит из трех ярусов: в верхнем жили боги, в среднем люди и животные, а в нижнем – ящер – хранитель подземного мира. И все это при полном отсутствии письменности!
Ученые считают, что пермский звериный стиль придумала камская чудь. «Чудь» значит «чудной», «чужой» - чужой человек или иной, другой. Чуди обладали знанием, которое транслировали на протяжении нескольких веков, зашифровывая их в предметы культового литья. Образы и символы, созданные древним племенем, вшиты в наш культурный код. Иногда они проявляются в произведениях современных художников.
Художник Дмитрий Козлов в 1995 году создал серию работ по мотивам Пермского звериного стиля. Тогда Дмитрий только закончил Московский государственный художественно-промышленный университет имени С.Г.Строганова (бывшее Строгановское училище) и вернулся в Пермь. Его вдохновили мистические чудские образы с бронзовых оберегов и художник изобразил их в своих работах.
На картинах Дмитрия Козлова мир разделен на три яруса – именно так его представляли себе древние жители Урала. Особое внимание художник уделяет верхнему ярусу – миру небесных божеств. Художник изображает птиц с человеческим ликом на груди, именно такие образы можно встретить на бронзовых оберегах Пермского звериного стиля.
В 2017 г. после 22-летнего перерыва Дмитрий Козлов вновь написал картину в Пермском зверином стиле. Она называется «Семья» и создана по образу бронзовой бляхи, показывающей семью из двух родителей и ребенка. Эту бляху обнаружили во время раскопок в 1894 году около деревни Могильниково Чердынского района. Пустые места художник заполнил изображениями рыб, птиц и головы медведя. Дмитрий Козлов рассказал, что писал эту работу «на эмоциях», а некоторые посетители выставки чувствуют, что от неё идет тепло.
– Расскажите, как художник придумывает фантастические сюжеты и персонажей?
– В основном художники интерпретируют – берут уже созданные изображения, персонажей и на их основе рассказывают новую историю. Человек сам придумать практически ничего не может, он может лишь изобразить то, что уже видел. Люди изображают то, что они видели, начинают в это верить и постепенно это становится религией.
– В Пермском зверином стиле, как и в окружающем нас, мире, много устрашающих вещей. Как избавиться от страха?
– Чтобы не бояться, нужны знания.
Дмитрий Козлов считает, что тема Пермского звериного стиля неисчерпаема и возможно поднимается новая волна интереса со стороны художников и исследователей пермского стиля.
Скульптор Рустам Исмагилов, обращаясь к Пермскому звериному стилю, интерпретирует его в оригинальной авторской технике. В процессе создания свои скульптур Рустам использует ржавые детали машин и механизмов, конструируя зачастую металлических монстров, лишь опосредованно напоминающих звериный стиль. Но именно так рождаются новые металлические «боги» и выразительные существа с постиндустриальной иронией.
Одна из работ Рустама Исмагилова, представленных на выставке “Чудо Чуди”, называется «Охота на хтонического зверя». В мифологии хтонические существа олицетворяют подземное царство. Рустам создал птицу – образ небесного, божественного. Птица сидит верхом на ящере – хозяине подземного мира. Автор соединил ящера и птицу в борьбе за выживание.
– Рустам, как к вам приходят образы?
– По-разному бывает, это такая связь – двусторонняя. Для меня самого это загадка. Иногда я вижу какую-то деталь, и из нее рождается образ. Так было, например с «Бамперозавром». Какая-то общая идея приходит, какая-то мысль, а потом уже начинается творческий процесс. Мне интересно не повторять, а сделать по-своему, свою интерпретацию. Я смотрю на металлолом, и вижу нечто, которое могу из него сделать. Послание всегда есть, в любом случае. Не все произведения бывают удачные. Работа – живая. Я её сделал, и она может мне не понравиться. Я могу её убрать, делать новую. А потом смотришь на неё через некоторое время, а она уже по-другому воспринимается, удивляет.
Среди работ выставки “Чудо Чуди” удивляет объект Юрия Шикина «Легенды Пармы». Это сундук с зеркальными стенками, внутри которого находится множество бронзовых фигурок животных и идолов Пермского звериного стиля. Мистические коридоры зазеркалья отражают разные лики диковинных существ, в прямом и переносном смысле…
Юрий Шикин начал интересоваться Пермским звериным стилем, когда получил заказ от Чердынского музея. К 100-летию музея Юрий Шикин изготовил копии знаменитых блях. Работа произвела на художника впечатление, позднее появилось объемное решение – фантазия на тему Пермского звериного стиля. Юрий Шикин рассказывает, что это работа с фактическим материалом, но все равно это скорее искусство, чем краеведение.
– Вам не страшно заглядывать в зазеркалье?
– Я думаю, каждый художник только и делает, что заглядывает в зазеркалье. Когда работаешь с сакральным миром, его не боишься.
В экспозиции “Чудо Чуди” можно было увидеть философскую работу арт-группы “Куб”, посвященную исследованию духовности. Триптих “Рождение Героя” был создан в 2011 году. В первый объект триптиха художники вклеили молитвослов, во второй части зрители видят фигуру младенца и несколько копий блях Пермского звериного стиля с изображением медведя. В третьей части триптиха изображены старцы – наши предки в ожидании героя. Все три объекта выполнены на черном фоне, напоминающем выжженное дерево – символ времени.
KAMWA представила на выставке макрофотографии аутентичных объектов пермского звериного стиля, хранящихся в коллекциях музея города Чердынь и Пермского краеведческого музея. На фото (автор Виктором Мельником) можно подробно разглядеть натуральные артефакты, ведь некоторые из них увеличены в 100 раз.
Открытие ноябрьской выставки «Чудо Чуди» состоялось в Фестивальном клубе. Участники решили продолжить проект, который объединит работы разных авторов и творцов общей темой пермский звериный стиль. Если вы хотите принять участие, пишите по адресу kamwaproject@gmail.com