01.05.2014 Артур Артеев Сыктывкар

Чудеса "Мимикрии"

 

Финноугория - этнический комфорт

01.09.2008

Мое первое знакомство с пермским театром «Мимикрия» состоялось пять лет назад. Случилось это в Ижевске, где летом 2003 года проходил фестиваль «Пельнянь». Как оказалось, именно там артисты «Мимикрии» впервые узнали о том, что они работают в этнофутуристическом направлении. А я тогда впервые увидел, как фигуры древнего пермского звериного стиля ожили на сцене. Зрелище было незабываемое. Создателю театра и его идейному и художественному руководителю Наталие Шостиной удалось передать в танце древнюю пластику бронзовых фигурок.

Эстонский зачин

Вторая встреча с театром произошла в 2006 году, в Перми, на фестивале «Камwа». С тех пор я наблюдаю за театром ежегодно. Два года назад девушки из «Мимикрии» впервые выступили в Сыктывкаре. На финно-угорском фестивале этнической моды «Finno-Ugri: Artstyle» они демонстрировали свои костюмы. А чтобы творчество этого театра оценил более широкий круг зрителей, я договорился с одним клубов Сыктывкара. Там выступление «Мимикрии» тоже было принято «на ура!»

«Мимикрия» - это пластический музыкальный театр, транслирующий образы пермского звериного стиля, легендарного народа чудь, мифологических персонажей и сюжетов. Детализированные, ручной работы, костюмы, особая пластика движений, насыщенное магической символикой действо в сопровождении авторских музыкальных композиций позволили театру стать уникальным явлением в культурной жизни Перми.

Началось все в начале 1990-х годов, когда Наталия Шостина и ее спутник в жизни и в искусстве композитор Эдуард Андриянов жили в Эстонии. На собственной музыкальной студии Эдуард записал электронные обработки старинных эстонских песен. Во всех эстонских хит-парадах они занимали первые места. Так у пермяков возник интерес к финно-угорским культурным традициям. Когда Наталия и Эдуард вернулись в Пермь, они создали «Мимикрию».

Спектакль в «стиле Дягилева»

- Все началось в 1999 году, - вспоминает Наталия Шостина. - Тогда в Перми готовилась Международная молодежная конференция «Визуальная культура XX века.

Основное место действия - известный в городе «Дом Дягилева». Именно оттуда поступило предложение сделать проект в «стиле Дягилева», который бы удивил всех.

В декабре того же года на открытии конференции состоялась премьера «Мимикрии». Тогда одновременно родились театр, спектакль и арт-проект. Первый музыкальный спектакль-мистерия «Мимикрия» и дал название театру. Это был эксперимент, первая проба в создании визуального параллельного мира, где присутствовали пилоты-навигаторы, использовалась легенда о небесном городе Энма, впервые появились образы небесных лосих, странствующего шамана и племени чудь. К спектаклю была написана музыка. Эдуард Андриянов - композитор, аранжировщик, саунд-дизайнер и музыкальный продюсер - пожалуй, главный идеолог и философ проекта, который позиционировался как представитель современного искусства Перми.

- Наш проект вызвал большой резонанс. Академисты сказали - талантливо, а администрация города выделила грант на создание спектакля. Ведь первый проект был пилотным, и все представление длилось 20 минут. Затем был спектакль на 40 минут - версия для театральной сцены. Мы показали его пять раз, и на этом наша театральная деятельность приостановилась. В спектакле участвовало более 30 человек, но своей сценической площадки не было и до сих пор нет. Не было и спонсоров, а существовать на энтузиазме проект не мог. И потом - все, кто могли посмотреть спектакль, это уже сделали, а выезжать за пределы Перми возможности не предоставилось, - рассказывает Наталия Шостина.

Чудь не отпускала

- Мы думали, что все закончилось, но... чудь не отпускала, - продолжает Наталия. - И начались годы исследования истории чуди, пермского звериного стиля, мифологии и материальной истории древней Перми. По крупицам чудь открывала нам свою реальность, в которой она существовала. Ее уход - не смерть, а лишь переход в иное пространство. Кстати, чудь - йогическое племя. Когда я впервые натолкнулась на эту информацию, то очень поразилась. В нашей идеологии это укладывалось как исследование в области новой мифологии.

Период с 2000 по 2006 год в истории театра можно обозначить как исследовательский, накопительный. Несколько лекториев «История и искусство Древней Перми» позволили закрепиться в пермской культурной среде в качестве популяризаторов современных научных знаний о Перми. За это время состоялось много краеведческих, этнографических и археологических экспедиций, велась работа в архивах. Миф стал обрастать новыми сюжетами и образами.

Театр - а это одновременно и исследовательская группа - стал изучать пластику пермского звериного стиля, оживлять ее в физическом и философском смысле. Чудь начала посвящать в свои таинства и открыла мир мистерий. Так, «Мимикрия» и стала театром мистерий.

Женское чудесное племя

Сегодня «Мимикрия» существует как театральная студия при краевом Центре дополнительного образования «Росток». Из первых 30 человек в труппе остались немногие. Но все первые артисты «Мимикрии» - в основном студенты и учащиеся (профессиональных актеров в театре никогда не было) - вспоминают время фантастических путешествий в мир творческих фантазий. 

До поры до времени академические театралы побаивались оценивать спектакль: слишком он был непривычен для их традиционного сознания. Но в 2001 году «Мимикрия» участвовала в Пермь-Фринж-фестивале. И там впервые московский критик признала спектакль театра, назвав его гениальным. Постановка театра «Мимикрии» была признана лучшей, а Наталия Шостина - лучшим режиссером. Но она же и автор сюжетов для видео-арта и необычных театральных костюмов.

Сейчас в театре 10 человек. Состав труппы - женский. Поэтому на сцене «Мимикрия» представляет собой своего рода женское чудесное племя - мать, сестра, дочь, бабушка, богиня, жрица, сказительница, шаманка... Костяк составляют участники первой «Мимикрии». Но приходят и новички, для которых театр - мир творческого исследования и саморазвития. 
Для участия в спектаклях театра необходимо изучить своеобразную лексику движения и основные танцевальные техники. Принцип пластического движения - авторская разработка и совместный поиск совершенства всеми участниками коллектива. Причем на изучение базовой техники требуется не менее двух лет.

- Мы ходим в театр, потому что здесь можно творчески раскрыться, здесь все интересно, необычно, захватывает, интригует, - рассказывает постоянная участница всех спектаклей театра коми-пермячка Марина Белавина. - Возрождение мифологических образов - это почти священнодействие. Такого больше нигде не найти - ни в профессиональном театре, ни в балете, где все загоняется в жесткие рамки жанра. «Мимикрия» - это целый мир. Но глубокое погружение в мифологическое пространство действа требует немалого внимания, времени и сил. Приходится чем-то жертвовать, однако творчество важнее и интереснее.

Театр активно развивается в жанре перформанса. «Мимикрия» стала довольно часто появляться в художественной и арт-среде современной Перми, представлять зрителям свои сюжеты прошлого и настоящего. Одна из удачных работ такого рода - видеоарт «Мимикрия. Дерево», где рассказывается о путешествии через мировое Древо. С этим спектаклем театр участвовал в нескольких финно-угорских фестивалях: «Пельнянь» (Удмуртия), «Шумбрат, Финно-Угрия!» (Мордовия) и «Эпосы в гостях у Калевалы» (Карелия). 

В основе действий и спектаклей «Мимикрии» - миф, причем не только финно-угорский, но и вселенский. А одним из главных артефактов, на чем строится исследовательская работа «Мимикрии», - пермский звериный стиль. Мифологическая основа - культура финно-угорских народов и образ чуди. «Мимикрия» - это пермский театр в том смысле, что его питает земля, корни, дух места проживания финно-угорских народов. 

Сейчас коллектив приступил к созданию нового спектакля. Это новый музыкальный ряд, сюжеты чудесного времени, узоры звериного стиля. В нем оживут новые фактуры и знаки, вновь появятся пилоты-навигаторы и Космомир. Зрители услышат и увидят новые-старые легенды, песни и танцы придуманных народов. «Мимикрия» возвращается.

фото проекта http://www.kamwa.ru/photo/a_56-MIMIKRIYa/